Экспедиции

Партнеры

1310514937.jpg.png
15.11.2005

Тяга странствий

для журнала Digital Photo

Сейчас тема путешествия становится все более и более популярной, у людей появляется возможность много странствоватьствовать, но путешествие путешествию рознь, если раньше путешествовали с лейкой и блокнотом или с палаткой и банками консервов куда-нибудь в такое место, где приходится неделю вроде как отдыхать, а вроде в то же время бороться за выживание, и это было нормальным в советское время, то сейчас все стало очень комфортабельным, можно пойти за 300 долларов купить путевку в Турцию в пятизвездочный отель и валяться брюхом вверх на пляже. А тебя все время тянет в такие места в которые тяжело забраться и тем более выбраться.

Как ты, человек, который умудряется там быть абсолютно органично вплетенным в ту реальность возвращаешься сюда оказываешься органично вплетенным в эту реальность? Как тебе удается совмещать … там и здесь? Это не приводит ли к такой творческой шизофрении?

Что-то похожее время от времени наблюдается, особенно в переходный только слезаешь с самолета, и ты еще там, настроен на тот ритм, на те отношения, на те ситуации и прочее, на тот ритм, на ту природу, а вдруг оказываешься здесь снова в большом городе. Первое время этот резкий перепад можно сказать что похож на шизофрению, на что-то похожее, то есть это сдвиг по полной программе, конечно. В первую очередь, это связано с ритмом жизни, потому что как правило те места, которые я попадаю, там ритм жизни иной, то есть можно сказать его там вообще нет. Зачастую люди живут вне времени. А здесь у нас тема времени жестко присутствует, все люди спешат, торопятся, - задачи, цели, планы -стараются реализовать быстрее, в силу этого, как мне кажется, бывают зачастую нервными, в состоянии нервном находятся, чтоб все это успеть. У меня зачастую складывается впечатление, что городской ритм похож на тренинг для космонавтов. То есть мы здесь в очень жестком режиме реально живем. И сами устроили себе эту историю.

И не понимаем этого..

Конечно, не понимаем, потому что понять это можно только отстранившись. Нам много раз уже говорили всякие восточные мудрецы и во всех книгах предупреждали, потому что те, кто погружается время от времени в медитацию, йоги, какие-нибудь аскеты, которые находятся в пещерах на востоке, они время от времени выходят в города и о чем-то сообщают людям, но как правило, мы воспринимаем их как сумасшедших. Они нас не воспринимают как сумасшедших, они просто видят, что мы находимся под определенным воздействием. Поэтому я считаю, что главное это тема времени. Мы здесь даже не замечаем, насколько мы хотим, чтоб все было быстро, насколько мы жестко зацеплены за наши планы, мысли, идеи, за нашу работу, и поэтому, в это погружены по полной программе. Там люди, как правило, от этого свободны. Они никогда не знают, сколько времени им понадобится

Там это где?

Удивительным образом состояние внутреннее похоже, что у наших сибирских народов, традиционно живущих в тайге где-нибудь в изоляции, что у тибетцев в горах, что у южно-американских индейцев в джунглях. То есть философия, точней даже внутреннее состояние не связано у них с размышлениям, к которым они пришли ведя тот или иной образ жизни, а это просто природа так настраивает человека, живущего в ней, что он по-другому просто не может быть, он должен внутри, резонировать с какими-то иными, большими ритмами. Здесь у нас они достаточно узкие городские ритмы, а человек, живущий на природе он ловит более эпические ритмы и с ними резонирует. Я с этим столкнулся в Туве, когда мы шли к священному источнику, с оленями, на верховых оленях ехали я столкнулся с тем, что спрашиваешь, - "сколько времени до той горы?", и они уходили от ответа. Я сначала думал, что это игра, меня это даже раздражало, потому что я никогда не получал внятного ответа. Все ответы были типа "от погоды зависит" или "A мы не знаем" "Ну, как получится". Потом, когда пошел второй месяц путешествий, я почувствовал, что тот ритм остался там, а я вдруг срезонировал с этим, я вдруг осознал, что действительно смешно и наивно брать на себя ответственность, особенно когда находишься в большом природном пространстве, ответственность по жесткой оценке ситуации. Потому что природа по-своему на все реагирует и свои решения предлагает. В любой момент спускается туман и ты в этом тумане можешь проблуждать среди камней, например, сутки или двое. Или наоборот, как-нибудь гроза хлынет и в этой грозе просидишь в какой-нибудь пещере несколько дней. Или вообще снег пойдет. Ну и так далее, поэтому действетиельно, человек, живущий на природе, чувствует от нее свою зависимость. Но это его нисколько не принижает, не унижает, не делает его букашкой, которая никчемная, пустая, пришибленная, наоборот, мне кажется человек расцветает в этой среде. Врутренне расцветает, , становится более свободным и в конечно итоге дольше живет. Но сейчас таких изолированных мест почти не осталось, -где человек живет в изоляции - в Тибете, … от внешнего мира, а посколько люди то там, то сям, то зачастую люди оказываются под влиянием массовой культуры и общечеловеческого ритма.

Находясь в той реальности тебе легче делать со стороны какие-то суждения о нашей реальности, а находясь здесь, размышлять о той реальности. Ценности в нашем обществе, они материального порядка и чем дальше, тем больше, то есть мы идем по материальному пути, плодим все новые и новые потребности и все новые и новые желания эти потребности удовлетворять. На этом фоне особенно модны разговоры о духовности. Каким тебе видится моральных ценностей общих…. Глядя на ту нетехногенную цивилизацию, как ты считаешь, в какой пропорции человек живет духовными и недуховными ценностями, или у них вообще этот вопрос не стоит?

Как правило, там это не формулирутеся словом духовность или бездуховность. В так называемых "примитивных культурах", например в южной Америке есть понятие "сердце". Они так называют свой внутренний мир. Они о нас говорят так, что часто приходят европейские люди, и у них глаза все время что-то выискивают, словно волк или лисица. Все время на что-то жестко нацелены, как будто хотят что-то взять, оторвать, присвоить. Так говорят индейцы и в северной и в южной Америке так говорили всегда и люди тех погибших культур в США и в южной Америке. Они еще так формулируют: мы думаем сердцем, а люди, которые к нам приходят, думают чем-то другим, соответственно и нацелены на что-то другое.

Умом?

Скорей всего умом, да. А индейцы настроены, чтобы сначала было некое умиротворенное состояние внутри, а после этого уже в этом состоянии можно что-то делать. Но если с индейцем случился внутренний разлад и внутренняя радость исчезла, то они видят в этом начало болезни и т.д. и стараются не дергаться и не напрягаться. Соответственно по статистике индейцы 70-80% времени проводят в гамаках, просто лежат и смотрят в небо могут покуривать трубку, ничего не делают короче, я имею ввиду, не производят и не потребляют или, наоборот, устраивают танцы все вместе или начинают совместно что-то делать …
Скорей всего, если бы и мы шли только таким путем, то до сих пор бы лежали в джунглях и неизвестно, куда бы мы пришли. Я думаю, и философы так говорят, что самое правильное - это пытаться совмещать эти два образа жизни и балансировать между ними.
На самом деле, этим занимаются единицы и не так уж и просто совместить эти два пути. Либо потребление, либо люди уходят в монастырь и сидят в этом монастыре и молятся. Я знаю много уходят людей. Но, наверное, можно находится где-то посередине. Я считаю себя счастливым человеком, я что-то нащупываю потихоничку, находясь то там, то здесь, как можно это дело совмещать. То есть можно приехжхать в города, заниматься там делами и даже делать какой-то бизнес, но при этом не расставаться с таким состоянием, не теряя внутренного радостного и спокойного состояния. Что-то не успел, ну не успел, куда-то не попал ну и ничего страшного. Хотя бывают свои сложности, иногда это может когто-то сильно раздражать, некоторые считают такие действия безответственными, неправильными. Когда человек не трясется за какое-то дело, это воспринимается как равнодушие, но я думаю что это не совсем так.

В свете того, что о чем ты сейчас сказал, если брать инф справку о тебе: режиссер, путешественник, фотограф, там получается внушительный список, там понятно, что это такие мирские регалии, а кем ты себя ощущаешь в этом списке? Ведь понятно, кроме какой-то чисто человеческой тяги, ты туда приезжаешь с какой-то целью, что находясь в той реальности, ты что-то производишь для этой реальности, кем ты в этот момент себя ощущаешь в творческом плане? Как ты ее классифицируешь для себя?

Вообще, чем больше я путешествую, тем больше все мои поездки складываются в один творческий замысел.
Постоянно что-то новое в себе открываешь, постоянно что-то новое воспринимаешь от тех людей, которые там находятся. То есть если ты не примешь их точку зрения, то основные моменты их жизни будут от тебя закрыты, то есть ты можешь жить в индейской деревне, и при этом продолжать быть в своем городе, в своей цивилизации. Поэтому в моей жизни постоянно происходят внутренние перепады, и это я это тоже рассматриваю как творческий процесс, эта внутренняя структура меняется и в ней постоянно что-то происходит. Какой-то действительно симбиоз происходит. Я постоянно ловлю себя на мысли, что если бы со мной не было железа, то это было бы близко к состоянию счатья, потому что это же прекрасно, когда ты в какой-то момент можешь от всего отрешиться и просто сидеть и любоваться солнцем или окружающей природой или просто болтать, танцевать с какими-то людьми, то есть совершать какие-то бессмысленные, далекие от практических, действия с другими людьми.

В этом и есть счастье, когда ты можешь совершать какие-то действия, не имеющие никакого практического смысла.

Может быть, потому что это действительно здорово и мало кто может себе это позволить. Там люди себе это позволяют, потому что они об этом даже не подозревают. Они просто так живут и все.

Не подозревая, что у всего должен быть практический смысл..

Даже здесь, зачастую мы едем в эти пресловутые пятизвездочные отели, все равно какая-то задача перед нами стоит - восстановиться, понырять, то есть какие-то задачи все равно ставятся и ты все равно выполняешь какую-то программу или туристическую или программу отдыха. И в силу этого нет полной расслабленности.

И нет полного удовлетворения. Если попытаться сформулировать, то какая в твоем представлении формула полноценного путешествия?

Я думаю, что с такими вещами нужно поосторожней, в том плане, что нет рецептов или формул, может какие-то размышления, что путешествия связаны с физическими перемещениями. Я считаю, что удачные путешествия - это когда от всего, что у тебя было, к чему ты прирос, прикипел, и в чем ты уже давно варишься, от этого оторваться и переместиться в иную реальность. Поэтому я считаю путешествие хорошо, когда ты не связан с жесткой программой, когда ты не связан жесткими временными рамками, потому что если ты вошел в тайгу, джунгли или горы и жестко привязан к временной дате, то ты уже проиграл, ты уже возвращаешься.

Ты себе устанавливаешь даты?

У меня не бывает никаких жестких дат, я уже давно это понял, хотя я и говорю немного лицемерно ориентировочные даты своим спонсорам или журналам, но всегда объясняю, что две-три недели плюс-минус это неизбежно. Я могу вернутся как раньше, так и позже.

Наверное, чаще позже?

Да. И третье условие - попытаться отрешиться от всего и попытаться встать на точку зрения той культуры, в которой находишься. Боязнь потерять себя в такой ситуации неуместна, надо уметь это сделать и перевоплотиться в творческом плане, потому что мы тоже закрыты от других культур нашими жесткими ориентирами, у нас свои какие-то ценности, мы все знаем, а остальные люди нам кажутся либо слишком примитивными, либо грубыми, либо грязными, либо непонятными и такое изначально негативное отношение вызывает в лучшем случае дистанцирование, то есть ты находишься по разные стороны невидимой баррикады, а в худшем - ответную агрессию, особенно в промежуточных обществам, которые уже не в природе, но еще и в цивилизацию не интегрировались. И как правило в этой среде очень много вспыльчивых персонажей, для которых жизнь и смерть имеет не очень большое значение, был недавно эпизод, когда в Бразилию приплыла очень дорогая яхта с известными путешественниками и они никуда не углублялись, были недалеко от побережья, от впадения Амазонки в океан и к ним подошли лодки с местными жителями, которые как-то неправильно себя повели, слово за слово, опытные путешественники, прошедшие океан на яхте.. и их убили, ничего не взяли. Я замечал, что очень часто, если нет опытного проводника, который как-то нивелирует обастановку и помогает адаптироваться, очень часто такие ситуации возникают достаточно быстро.

А у тебя такое бывало?

У меня случалось такое в первых путешествиях, именно вот эта неопытность и уверенность, что ты правильно мыслишь и знаешь, как должно быть, а эти ребята нет. Этот период вхождения требует времени и терпения и внутреннего мира, потому что вхождение в любую другую культуру, в определенный кусок нашего мироздания, всегда требует определенного внутреннего состояния и на это требуется время. А как правило, наши путешественники временем не обладают.

То есть когда люди пытаются в максимально короткий срок максимальное количество мест и людей увидеть, то тем самым программируют себя?

Это и программирование себя и лишения себя. Ты уже перестаешь ориентироваться, что за камни перед тобой, что за пирамиды, ты превращаешься в машину, выполняющую какую-то программу, то есть тебе уже это и не хочется уже и ненужно. Еще один момент я заметил - когда я с собой ношу железо, то оно тоже, как плавца тебя тянет на дно. Потому что железо, это постоянная озабоченность двумя вещами - чтобы это все сохранить от пыли, воды и прочих вещей и постоянное желание использовать его, особенно в первое время, когда глаз … Когда перед тобой что-то разворачивается и это не совсем правильно, это та же самая жадность и алчность, которую замечают в индейцы в глазах европейцев только на другом уровне. Сколько раз я думал, вот был бы я здесь один и была бы у меня минимальная плащ-палатка, и просто пожить там месяц, два, три. Но во всем есть какой-то смысл, раз уж у меня это не получается, хотя теоретически это возможно, то все-таки больший кайф в совмещении этих двух состояний.

Ты делаешь очень хорошие фотографии, замечательные фильмы, в одном из наших номеров, материал про Эфиопию. Ты это делаешь потому что это делаешь, потому что это тебе интересно и это твоя работа или же все-таки какой-то элемент миссионерства ты в этом подразумеваешь, чтобы нас немножко разбудить. Или же ты об этом не задумываешься?

Я думаю, здесь кривить душой нельзя, хочу я этого или не хочу, но этот момент просто присутствует, я бы не стал называть это миссионерством. Началось это с того времени, когда я с кем-то разговаривал, я даже сейчас не вспомню с кем, может быть с нашими шаманами тувинскими, а может быть с ….. они мне тогда еще сказали: мы тебе готовы очень многое рассказать. Тогда что-то еще произошло, взаимный контакт, раскуривание трубки мира, после которого они мне сказали, что мы тебя принимаем. Они мне сказали: мы были бы рады если бы ты рассказал о нас… В какой-то момент они дали мне такой посыл и задали направление. У меня нет какой-то специальной задачи все рассказать, тем более, что чем больше путешествуешь, тем больше понимаешь, насколько все относительно. Поэтому на что-то упирать было бы просто неразумно, то есть давайте-ка ребят вот так делать или так. Здесь рецептов нет жестких, но показать какую-то альтернативу жизни, искусству…..… Например, показывая какое-нибудь сакральное событие, я стараюсь, ничего не комментируя, просто давать людям возможность во все это погрузиться.

Меня, наверное, с трудом поймут, если я не задам тебе ряд стандартных вопросов для рубрики файл. По тому, как ты выбираешь технику, у меня сложилось такое мнение, что ты особенно на ней не зацикливаешься.

Техника, пожалуй, не играет особого значения, но вот пленочка для меня имеет значение, если говорить о пленке. Я пока получаю больше удовольствие от работы с пленкой. Хотя цифра мне сейчас тоже открывает новые возможности.

Ты в последнюю поездку не брал цифру?

В тот раз нет, но вот сейчас уезжаю в Австралию и беру с собой семерку.

Разве цифра не могла бы осуществить твою мечту и помочь тебе сбросить этот груз железа? То есть ты можешь взять достаточно маленькую по размеру камеру, крошечный накопитель, немного карт памяти и батареек. И в принципе, у тебя получится все это уместить в небольшую сумочку, а качества при этом будет достаточно, чтобы зафиксировать все то, что тебе нравится. Ты не думал о таком варианте? То есть сделать еще один шажок на пути примирения философии путешествий и современных технологий. Человек может путешествовать налегке и одновременно иметь с собой полноценный набор для фиксации реальности под названием фотокамера

Теоретически надо это пробовать, но мне кажется, поскольку я в большей степени все-таки европеец со всеми вытекающими последствиями, то есть алчность, жадность, итд, который увидев россыпи золотого песка бросится и будет собирать все это, потом погибну в тайге, повыбрасывая при этом консервы. То есть то, о чем ты говоришь, очень относительно. Можно все начать поливать ..

То есть ты боишься цифры из-за легкости получения результата? Из-за того, что ты снимешь трудности связанные с пленкой?

Когда я снимаю, у меня есть один очень интересный момент: когда я снимаю, я не могу оценить сейчас, в данный момент насколько кадр действительно получился хороший. Пользуясь цифрой, начинаешь стирать, все, что кажется фигней, а как правило, хорошие фотографии начинаешь видеть спустя, после второго или третьего просмотра. Снимок может быть неправильным, странноватым на первый взгляд, а на самом же деле, он может быть близок к шедевру и такой снимок можно удалить. Постирать лишнее. В результате, я оставляю кадры, которые максимально правильные, максимально красивые, похожие на рекламную фотографию. Фотки, в которых все меньше и меньше остается своего, неправильного, ни царапин ни пятнышек, никакой неправильности милой сердцу не остается на цифровых фотографиях. Автоматом уничтожаешь, что ты там пулеметом настрелял.

Испытание творческое для самого себя и попробовать стоит.

Попробовать стоит, и я собираюсь сделать это в Австралии по полной программе.

Как строить планы, чтобы потом не разочаровываться в них?
Какие у тебя дальнейшие творческие планы?

Планы строить не самое подходящее для меня занятие. Начинаешь строить планы по Папуа Новой Гвинее, оказываешься в Эфиопии, и там не хуже, а только еще лучше все складывается, то есть я заметил одну интересную особенность, что ничего страшного, когда планы, которые мы строим, разрушаются и не реализуются, потому что в результате происходит нечто иное, ты это понимаешь, может быть, через какое-то время, но в результате я понял, что такая двойственность, к которой еще нужно привыкнуть тоже, она дает такой вот положительный и быть может даже лечебный эффект, потому что когда ты имеешь два плана в голове одновременно, с одной стороны собираешься куда-то, с другой стороны держишь в голове, что это вообще не состоится, то есть две такие чаши весов, и одна другой, по-моему, не противоречит.

Есть ли такие места, где ты хотел бы еще побывать?

Конечно есть, в одно из таких мест я сейчас и еду, это Австралия. Я там был пролетом, но внутрь не углублялся. И еще там есть … остров Тасмания.. В одной пещере обнаружены были недавно очень древние и очень странные наскальные рисунки. Плюс в моих планах очень много еще мест на планете, где бы мне хотелось бы побывать. Например, я еще пока совершенно далек от Индии со всей ее древней культурой, со всеми ее пластами удивительными. У меня были возможности туда поехать, но я не предпринимал никаких поездок, но уже чувствую, что созреваю потихоничку и может в ближайшее время отправлюсь туда в какие-нибудь глухие районы, монастыри и так далее. Плюс меня по-прежнему интересуют так называемые примитивные культуры. Они интересны мне не в силу того, что они что-то знают, а они скорей не знают, а находятся в неком правильном сбалансированном состоянии, которое я надеюсь воспринять, как-то зафиксировать его. Жители джунглей никогда прямых знаний, лобовых тебе не передадут, делай так или вот так, иди направо, не пойди налево, такого никогда от них не дождешься. Максимум, что можно получить - это некое состояние. Поэтому мне интересно побывать в некоторых местах в южной Америке, на границе Бразилии и Венесуеллы, интересно вернуться еще в Папуа Новую Гвинею, сделать об этом репортаж, потому что там еще фиксируются последние случаи каннибализма, мне это интересно с философской точки зрения, потому что они же это делают не просто ради насыщения, за этим стоят глубокие философские мысли и очень интересно за этим понаблюдать. Ведь с одной стороны мы запускаем спутники, а с другой стороны рядом с нами живут люди из каменного века. Рядом с нами, потому что я каждый раз убеждаюсь, что планета такая маленькая и мы в это врубиться не можем. В разговорах с людьми постоянно сквозит конкуренция между районами, городами, деревнями и, в конце концов, между разными странами. Взаимное разрушение, постоянные войны, и для меня это од..

Я понимаю, что одна из причин - это разобщенность не незнание друг о друге, ну а планета, по-моему, нам уже ясно говорит: ребята, мы тут все на одном плоту. Мне кажется в последнее время очень ясные знаки идут, вот например, последние ураганы и прочие вещи, когда затронуты одновременно несколько стран. Пока люди не научатся между собой разговаривать, находить общий язык для разных стран и культур и философий, планету будет продолжать трясти. По-моему все это взаимосвязано. Или там в Южной Америке вырубят все леса, а нам тут нечем будет дышать. Или мы все вырубим или сожжем и отразится это на всей планете, парниковый эффект и прочее. Я бы хотел пожелать всем нам, возвращаясь к вопросу о миссии, стать немного помягче, толерантней, о чем, я надеюсь, можно понять посмотрев мои фильмы и репортажи. Мне очень приятно было, когда кто-то посмотрев мои фильмы про Тибет, сказал, что стал иначе относится к буддизму. Или кто-то вдруг, посмотрев фильм об Африке, сказал, что раньше кроме как слово Нигер об Африке не имел никакого представления, а оказывается ничего ребята, и девушки у них симпатичные, красивые даже. Я считаю, что если хотя бы такая маленькая подвижка произошла, то это уже хорошо, но это все, конечно, капля в море.

Я понимаю, что Африка и Тибет … остаются твоими любимыми местами?

Это два таких полюса, потому что люди на Тибете достигли таких высот развития духа, внутреннего развития, то в Африке люди по-прежнему живут контактом с землей, всем телом. Ходят ногами по этой земле, питаются всем тем, что дает им земля, попадают под бури, ураганы и спокойнейшим образом но это все реагируют, выясняют между собой отношения на палках и так далее, примитивная такая живая, грубая такая жизнь, напрямую связанная с землей, которая, как мне кажется, имеет очень большой смысл, потому что когда мы сидим здесь в городе в четырех стенах и считаем, что можем управлять всем кнопочками, то это не совсем правильное направление тоже.

То есть мы оказываемся совершенно беззащитными, попадая в тот же самый ураган по сравнению с какими-то дикарями?

Да, это, наверное, одна из наших ошибок - верить, что мы реально чем-то управляем. Мы все равно гостим здесь и нам надо, мне кажется, помягче быть в нашем воздействии на окружающую среду, больше чувствовать себя здесь гостями, чем хозяевами, в хорошем смысле слова.

Люди вещь опасная, да, все вокруг них рушится. Пару слов о той выставке, там ведь наверное много будет фотографий.

Для меня это была попытка.
Сама структура выставки позволяла сделать это в виде пирамиды, простор был большой и мне казалось удачным, что можно было совместить две грани, два полюса Земли. Я так построил эти две конструкции, что в середине было некое подобие кольцевой структуры, а в африканской части была квадратная структура выставки, которая, как мне кажется, соответствовала африканскому образу жизни. Мне кажется попытка удалась. Мне говорили, что оказавшись в африканской части оказываешься среди первобытной битвы, и ощущаешь эту энергетику, оказываешься в Тибете, и есть ощущение гор, простора и иной какой-то философии. Поэтому выставка была такой попыткой совместить то, что казалось бы, по идее, несовместимо. Сейчас она поехала по городам, 28 Января она будет в Новгороде, потом Самара, Петербург, т.е. выставка будет ездить по всей стране.

Твои фотографии очень выразительны, но не тянет их разбирать с точки зрения композиции и всего прочего. Когда ты нажимаешь на кнопку спуска, о чем ты думаешь? Чем ты озадачиваешься в этот момент? Или ты стараешься вообще ни о чем не думать или как говорят индейцы "думать сердцем"?

Поскольку снимков за всю жизнь сделано достаточно много, то вопросы и технических параметров съемки и композиции решаются автоматом, практически на это особенно не тратится времени мысли и энергии. В последнее время меня скорее интересует состояние в котором находится человек.

До момента съемки или в момент самой съемки?

И то и другое, когда снимаешь, человек тоже как-то реагирует, иногда отрицательно, это тоже потом на фотографии читается. А иногда получается такое странное проникновение на уровне сексуального контакта, если идет речь о женщине. Например, я сделал серию фотографий африканских женщин я заметил, как на эти фотографии реагируют мужчины на выставке. К ним подходили, стояли подолгу, потом подходили, просили эти фотографии продать. Я сначала не понял в чему тут дело, а потом заметил, что эти фотографии оказывают определенное влияние на мужчин, они получились, если грубо говорить, очень сексуальными, хотя в них нету эротизма в привычном нам понимании этого слова.

То есть в них есть такая энергетика?

Да, я помню в каком состоянии я все это делал, для меня было такое табу, потому что ведь Африка это такое закрытое общество, это только кажется, что она открыта, секс там. На самом деле, традиционные африканские племена все очень пуританские. Поэтому я их и снимал, я считал их очень красивыми, но сблизиться по разным причинам, наверное, не смог бы. Но в результате, через эти фотографии возникал какой-то особый контакт. Когда этот контакт есть, но есть и некая недосказанность в результате, некая недовнедренность туда, это каким-то образом отражается. Особенно это касается природы. Особенно удачными фотографиями получаются те, когда есть какие-то такие элементы.

Хорошая фотография - это результат преломления реальности через внутреннюю культуру фотографа, отнюдь не через технические навыки, ведь так?

Отчасти это так, но технические навыки - это ступень, которая должная быть, через нее надо обязательно перешагнуть рано или поздно. Но не только в навыках дело. Можно наделать технически очень правильные фотографии, но без какого-либо смысла, такие своего рода рекламные фотки.

Как ты занялся фотографией и втянулся в путешествия?

В свое время я работал на российском телевидении в программе "Пилигрим", аналог Клуба путешественников. Это были 92-93е годы, когда Российское телевидение только появилось. Тогда страна только начала путешествовать, поэтому все было интересно, тот же Тайланд, Турция.

До этого только Сенкевич путешествовал.

Было много неизвестного. Поскольку я делал сюжеты как режиссер, то в какой-то момент стал брать с собой фотоаппарат, делать какие-то фотографии для себя.

Какой это был фотоаппарат, не помнишь?

Сначала это был Зенит со штатным объективом. Потом были еще какие-то мыльницы, но в основном Зенит. Тогда же появились первые журналы о путешествиях, я показал им свои фотографии, и их сразу же взяли, по-моему, это был Тунис.

Какой это был журнал?

Журнал так и назывался "Путешественник" сейчас его уже нет по-моему. Вот как-то с того момента и пошло, я уже стал привозить с каждой экспедиции снимки и отдавать их в журналы. Так вот как то само собой оно все и произошло без особых сложностей.

А потом ты купил Минольту, да?

Где-то в 94-95 я взял в джунгли камеру, я хотел, чтобы с одной стороны она была хорошая, с другой же стороны, я знал, что она там может погибнуть. У меня на тот момент не было вообще никакого опыта нахождения в джунглях, я не знал как там поведет себя и камера, но 600 минольта прошла испытания, и фотки я хорошие привез.

А дальше так и сел на Минольту, потом девятку купил?

Да, так и пошло. Поскольку я уже Минольой работал, то у них брал.. (неразбориво)

Как ты вообще на Телевидение попал. Ты вообще москвич? Где учился?

Вообще у меня историческое образование, я закончил истфак в педагогическом университете. Но поскольку у нас в стране в период перестройки все перевернулось с ног на голову, то как раз я начал работать, когда на телевидении бывшие администраторы становились большими руководителями, ну ты знаешь, все перевернулось во всех областях, я в этот момент спокойно к этому отнесся, и вообще у меня семья телевизионная и большой случайности в этом нет, я был так или иначе во все это вовлечен с юности, то есть я находился в некой такой среде

То есть начинал ты как телеведущий?

Даже не ведущий, а просто один из создателей отдельных сюжетов, как режиссер, поначалу даже как просто организатор, администратор.

Год рождения какой у тебя?

1970


Возврат к списку