Экспедиции

Партнеры

1310514937.jpg.png
15.12.2003

Путешественник на край ночи

Историк по образованию, Леонид Круглов довольно быстро обнаружил, как неинтересен мир, если ты знаешь только его курорты. Пять лет назад ему пришла в голову отчаянная идея - собрать экстремальную экспедицию в место, максимально удаленное от цивилизации, где сохранились еще отношения каменного века, где норма жизни - каннибализм и ритуальные убийства" За первой экспедицией последовали еще более экстремальные" Наблюдая в течение пяти лет миры, неведомые цивилизации, Леонид узнал о них столько, сколько не знает никто. Этого уже хватило на четыре фильма. И бесконечное количество рассказов"

"...Нам повезло обнаружить в болотистых джунглях острова Папуа-Новая Гвинея, в регионе, имеющем название Асмат, изолированное и неизвестное до тех пор поселение людей, живущих в домах, построенных на деревьях. Первые контакты с этими людьми дались нелегко; они установились только после нескольких недель усилий, а понимали мы друг друга только через жесты"

Чтобы добраться на этот край света, нашей экспедиции пришлось проделать многодневный путь на каноэ, а затем долгие километры пробираться пешком через труднопроходимые джунгли центра острова. Последние дни были особенно трудными - джунгли становились все плотнее, проводники вели себя все более настороженно. Мы вступили на территорию племени комбаи и медленно шли в ее центр.

Однажды ночью, слушая вполуха возбужденный разговор наших помощников-папуасов Сэма и Харуна, сидящих поодаль, мы решили присоединиться к ним. К сожалению, из-за недостаточных знаний индонезийского языка многое осталось для нас непонятным.

Разговор начал Харун, родом из Асмат-региона, живший на относительно цивилизованном побережье, родителям которого довелось принимать участие в охоте за черепами. Сэм из Вамены, значительно более молодой, знал об этой охоте и ритуалах лишь понаслышке. Так как они принадлежали к разным культурным группам папуасов, их основным языком общения был индонезийский. Речь шла об охоте на людей и каннибализме"

Поводом для этой темы послужили, вероятно, события предыдущих дней. Вокруг нашего лагеря в лесу мы заметили отпечатки босых ног. Судя по всему, кто-то провел немало времени в укрытиях около лагеря" Для нашего типично "западного" мышления все услышанное являлось новым и чужим. Харун, лицо которого освещалось красноватыми бликами костра, под аккомпанемент ночных шумов леса рассказывал легенду.

Однажды жили вместе два брата. Десоипит, старший из них, вынужден был постоянно находиться дома из-за физического увечья (deso - рана, ipit - человек). Младший же, Бевирипит (bewir - гордый; нарядно украшенный), ходил на охоту и заботился о своем брате. Эти братья, как рассказывал своим хриплым голосом Харун, жили совершенно одни. Как-то раз младший брат принес с охоты большого кабана. Он бросил свою добычу на пол, выстланный корой деревьев, и, отрезав ей голову, с такой силой вонзил свой костяной кинжал в горло зверя, что голова оказалась пригвожденной к полу. И пока он продолжал разделывать тушу кабана, старший брат неодобрительно заметил: "Эй! Голова кабана - это всего лишь голова кабана!" И продолжил после паузы: "Почему бы тебе не принести человеческую голову? Голова человека - это уже что-то!"

Бевирипиту не понравилась эта мысль, он постарался отогнать ее, но через некоторое время все же сказал задумчиво: "Человеческая голова" Где ж мне взять человеческую голову?" Десоипит ответил: "Ты ведь можешь взять мою голову". Бевирипит был напуган и решительно отказался, однако старший брат продолжал уговаривать его, и в конце концов это ему удалось. Тот взял копье, убил Десоипита, надрезал его шею, сломал шейные позвонки и отделил голову от туловища.

Тем не менее голова Десоипита могла по-прежнему говорить и стала давать указания младшему брату в отношении того, что следует сделать с остальным туловищем. Она определила способ разрезания туловища, объяснила, как должны приготавливаться отдельные части тела, какие из них должны употребляться в ритуалах и как должны проводиться сами церемонии. Голова Десоипита подробно описала, как необходимо проводить охоту за головами, как должны встречаться в поселении удачливые охотники, кому достается нижняя челюсть головы, как следует изымать мозг из черепа и готовить его в пищу.

Все рассказанное Харуном можно было с успехом применить к племенам центральных джунглей острова, которые живут в полной изоляции от внешнего мира и сохранили все обычаи каменного века. Особенно племена комбаев, на территории которых мы и находились в тот момент..."

Путешествия, подобные тем, которые совершает Леонид, никогда не станут частью массового туризма. Во-первых, как правило, речь идет о закрытых правительствами регионах, где жизнь течет по своим непредсказуемым законам. Во-вторых, обычно это политически нестабильные страны, где, во многом благодаря постоянной войне и сохранились первобытные отношения. И, наконец, всякая экспедиция сопряжена с колоссальными затратами: приходится летать чартерными рейсами, брать проводников, подолгу жить на месте, чтобы наладить отношения. "Диалог-банк", ставший спонсором, решил финансировать несколько проектов Круглова. О Леониде узнали и другие предприниматели, стали просить взять с собой. Но никто не может предположить, не зная этого мира, что с тобой может случиться, едва ты пересечешь его границы"

"...Миссионеры, с которыми мы беседовали в последнем крупном населенном пункте на нашем пути, категорически не советовали нам туда ходить. "Мы работаем на краю этого зеленого мира уже двадцать лет, и пока ни один человек не стал христианином. Они не принимают чужаков и не пускают никого за свою "незримую границу". Туземцы убеждены, что под видом белых людей, носящих одежду, скрывается злой дух, который разрушит их мир. Экспедиция "Диалог со всем миром" все же решила пересечь незримую границу и перейти за "мирную черту", как называли ее миссионеры. Туда, где живут короваи-бату и комбаи, никогда не входившие в контакт с чужестранцами.

И каждый вечер Харун и Сэм очень сильно беспокоились о том, что на нас могут напасть. Через несколько дней нам удалось добиться разрешения войти на территорию деревни, лишь после того, как мы подарили почти все имеющиеся у нас ножи, гвозди и бусы. Нам удалось пробыть среди комбаев лишь очень короткое время...

В дом нас отказались пускать наотрез - именно здесь, на двадцатипятиметровой высоте хранится самое ценное, что у них есть, - черепа врагов и священные камни. Чтобы снять эти уникальные кадры, нам приходилось использовать альпинистское снаряжение. Многие часы поочередно все участники экспедиции висели на тридцатиметровой высоте и снимали местный быт. Часто ноги отекали так, что невозможно было ходить. Жители деревни так и не смогли понять, что мы делаем так долго в кронах деревьев - ведь мы не охотились и не собирали плоды...

Самым трудным для экспедиции было завоевать расположение колдуна племени по имени Барнабас - "Убивающий крокодилов". Он имеет неограниченную власть над умами и душами людей своего племени. Его авторитет здесь беспределен. Нам рассказывали, что за какую-то провинность год назад он приказал умереть одному из членов племени. Тот перестал есть, сник и через пять дней был мертв..."

Круглов не скрывает, что его интересуют в первую очередь колдуны, шаманы, древние верования" И как человек, соприкоснувшийся со сверхъестественным, он убежден, что это сверхъестественное существует. Перед поездкой в Папуа-Новую Гвинею он был на Кубе, где очень силен авторитет колдунов. "Что меня ждет?" - спросил он, дождавшись своей очереди после длинной череды американцев, приехавших на Кубу, чтобы выпытать что-то о своей судьбе" Колдун покачал головой. "Могут быть проблемы со здоровьем", - сообщил переводчик. Леонид с оператором получили по амулету.

Оператор посмеялся и выбросил подарок. Теперь, после того как он перенес страшную форму малярии, ему навсегда заказан путь в тропики. А Леонид ездит.

И амулет всегда при нем.

В этот дом, спрятанный в кронах деревьев, ведет лестница из 30 ступенек. Здесь совершенно отрезанные от внешнего мира обитают комбаи - "люди, живущие на деревьях". Чаще всего они предпочитают строить свои хижины на высоте 50-60 метров - для того чтобы "видеть птиц и горы и чтобы не забрались колдуны". На самом деле главная причина такой архитектуры в том, что эти люди живут в каменном веке, и время здесь течет по его законам. Местные племена, как и сотни лет назад, практикуют каннибализм, воюют за территории, крадут друг у друга женщин. Такой дом - лучшее, что они смогли придумать для защиты себя и своих семей.


Возврат к списку