17.01.2021

Путешественник Леонид Круглов: Организовать и провести экспедицию на севере, в Арктике - это самое сложное, что может быть в области путешествий





Ангелина Грохольская: Туристический тренд сегодняшних дней – путешествие по малоизученным местам, где нет скопления туристов и можно отдохнуть в тишине, гармонии с природой. О русском Севере и возможности побывать на Северном морском пути поговорим с профессиональным путешественником Леонидом Кругловым.

ПРОФАЙЛ

Ангелина Грохольская: Леонид Круглов по образованию – педагог-историк, но вся его жизнь связана с экстремальными путешествиями. Этнограф, режиссёр-документалист, сценарист, продюсер, оператор, фотограф, журналист, он участвовал в более чем 40 экспедициях, 15 из них в самые труднодоступные места Земного шара. Одна из последних масштабных работ – участие в экспедиции «Великий Северный путь».

Леонид, здравствуйте!

Леонид Круглов: Добрый день, приветствую вас!

Ангелина Грохольская: Вы-то путешествуете не ради отдыха, это что – профессия?

Леонид Круглов: Для меня это образ жизни прежде всего и, конечно, совмещение нескольких профессий, потому что каждое путешествие связано с исследованиями, причём с исследованиями в самых разных областях, и я как историк, например, многое что на Севере открываю, исследую свои ногами, своими глазами и так далее, и одновременно я являюсь и фотографов и режиссёром-документалистом, поэтому с каждым проектом связано создание большого документального фильма об Арктике, об истории России, о тех вещах, о которых мы мало что знаем до сих пор.

Ангелина Грохольская: Почему именно Север?

Леонид Круглов: Вы знаете, Север для меня – это определённый этап моего жизненного такого пути, моего развития определённого, потому что организовать экспедицию на Север, провести экспедицию на Севере, в Арктике – это, наверное, самое сложное, что только может быть в области путешествий, гораздо проще и дешевле организовать экспедицию в Амазонку или куда-нибудь на Тибет, всё, что угодно, но вот Артика будет гораздо сложнее и труднее по выполнению.

Ангелина Грохольская: А вы помните свою первую поездку, когда вы оказались в Арктике?

Леонид Круглов: Да, я очень хорошо помню, потому что я тогда снимал большой проект, он назывался – «По следам великих русских путешественников», и в числе этих экспедиций мы повторяли маршрут такого легендарного нашего русского путешественника Харитона Лаптева, который открыл самые отдалённые районы Таймыра, первым их описал и так далее, и чтоб добраться в те места, нам тоже нужно было применять фактически те самые средства передвижения, что и они в XVI-XVII веках, то есть мы двигались на оленях, потом – на собачьих упряжках. И вот для меня Арктика… я как-то в ней оказался по-настоящему, когда нужно было передвигаться на собачьих упряжках при очень низких температурах, при -40, при -45, оказалось, что ты не сидишь на собачьей упряжке, а ты большей частью бежишь за ней, и это всё вместе, и обжигающий мороз и эти большие нагрузки, это всё было для меня серьёзным испытанием, скажем так.

Ангелина Грохольская: Один из ваших проектов – это путешествие к Земле Франца-Иосифа, да?

Леонид Круглов: Это всё один большой проект, он называется «Новая Земля», он называется он «Новая Земля» не потому что мы раскрываем о конкретном острове Новая Земля, а это такое продолжение для меня моего предыдущего проекта, он назывался «Великий Северный путь», и мы рассказывали о путях первопроходцев, которые первыми прошли из центральных районов России через Большой Камень и добрались до Якутии, Чукотки – открыли эти места впервые в конце XVI-начале XVII веков. Так вот, эти люди, наши первопроходцы XVII века, они постоянно видели какие-то земли на Севере, и они их видели и в районе Архангельской области, это были поморы, которые все родом оттуда, из Архангельской области, они видели какие-то земли и острова в районе Урала, они видели их дальше, сейчас мы понимаем, что это острова и Новосибирские, и Северная Земля, и остров Врангеля в том числе, в общем, это цепочка островов, находящихся в нашей высокоширотной Арктике российской. Так вот, они все эти острова называли «Новая Земля», поморы, они думали, что это один большой какой-то такой континент, который тянется от Архангельской области до Чукотки. Сейчас мы знаем, что там нет континента, но есть цепочка этих островов, но до сих пор мы не знаем, что на этих островах происходит, кроме узких специалистов, конечно, мы не знаем истории этих островов, мы не знаем, какая там природа, и мы, конечно, очень мало знаем о тех экспедициях, исследовательских экспедициях, которые там сейчас проводятся, поэтому я и поставил сейчас задачу в проекте «Новая Земля» – рассказать обо всех этих исследованиях и рассказать обо всех этих местах российской высокоширотной Арктики. И, соответственно, на это уже ушло 3 года, и я думаю, что мы ещё, как минимум, 1 или 2 сезона будем работать в Арктике.

В этом году мы проводили целую серию арктических экспедиций, и всё было отлично подготовлено, это была экспедиция совместно с Русским географическим обществом и с Северным флотом, где работает очень много специалистов, и на суперсовременном ледоколе, ледоколе «Илья Муромец», который только-только сошёл со стапелей 2 года назад.

Ангелина Грохольская: Какие-то открытия для себя, может быть, лично мы делаете, когда путешествуете там, когда работаете в Арктике?

Леонид Круглов: Да, это сплошные открытия, это вообще большо количество открытий, дело в том Арктика похожа на такую кладовую, там же вечная мерзлота, и поэтому из этой вечной мерзлоты постоянно что-то появляется, и то, что там появляется, это всё великолепной сохранности, начиная от монет и предметов эпохи Ивана Грозного, которые мы нашли в этом году на восточном побережье Таймыра, видимо, это была одна из первых русских экспедиций, которая пыталась пройти из недавно открытого Енисея, на реку Лену, а как раз между этими реками, если пытаться пробиться морем, находится полуостров Таймыр и там очень-очень трудно и до сих пор продвигаться из-за ледовой обстановки, но мы также находим заброшенные лагери полярных экспедиций, в некоторых из которых можно… вот в прошлом году на Земле Франца-Иосифа мы, например, обследовали лагерь американской полярной экспедиции, которая пыталась пробиться через Землю Франца-Иосифа на Северный полюс, и у них ничего не получилось, но остались вот эти лагери, которые они очень хорошо оборудовали, и там до сих пор можно найти бочки, например, с чаем или с собачьими консервами, я там, например, нашёл целый ящик кофе, и эти зёрна в вечной мерзлоте настолько хорошо сохранились, что мы их попробовали сварить, и у этого кофе есть вкус, который сохранился за 100 с лишни лет. Например, в этом году мы нашли, наконец нашли ледокол «Вайгач», легендарный ледокол «Вайгач», который был построен ещё в царской России, мы нашли его под водой в районе устья реки Енисей, и он лежит там в том вид, в каком он, можно сказать был: с этим царским гербом на корме, возможно, даже с каким-то коллекциями интереснейшими, спрятанными в его трюмах, и так далее. Этот ледокол – это не простой ледокол, это ледокол, на котором была открыта Северная Земля, то есть совершено последнее великое географическое открытие, наверное, мировое, крупное географическое открытие, поэтому всё это невероятно интересно, и всё, что мы сейчас находим, это продолжение усилий целой большой плеяды исследователей, которые работали в Арктике.

Ангелина Грохольская: Расскажите о предстоящих экспедициях, что планируете в следующем году и когда?

Леонид Круглов: Вот сейчас как раз зимой эти все планы составляются, они сейчас формируются. На данный момент мы планируем 2 или, может быть, даже 3 большие экспедиции: одна будет на Землю Франца-Иосифа, где мы продолжим поиски легендарного нарвала – это животное, которое мы обнаружили 2 года назад в одной из экспедиций.

Но мы также обнаружили «детский садик» этих нарвалов и поняли, что, скорей всего, нарвалы выращивают детёнышей, по крайней мере, значительная часть этих нарвалов вырастает где-то, видимо, у нас в районе Земли Франца-Иосифа – вот эти исследования мы продолжим в следующем году и постараемся применить различные подводные специальные приборы, которые позволят нам приблизиться к нарвалам в их естественной среде. Следующая экспедиция планируется с Северным флотом, и мы хотим продолжить исследования на Новой Земле, на острове Новая Земля, и поработать там, исследуя стоянки и места, связанные с первооткрывателями этих мест – с легендарными поморами. А третья экспедиция – это продолжение комплексной экспедиции Русского географического общества и Северного флота, которая будет работать в том числе по поиску, точнее, по подъёму артефактов с борта затонувшего ледокола «Вайгач», но это экспедиция, которую нужно ещё тщательно подготовить, на это ещё уйдёт какое-то время.

Ангелина Грохольская: Леонид, наши телезрители в основном – непрофессиональные путешественники, но тоже очень любят открывать для себя какие-то новые земли. Вот скажите, как человеку обычному с Арктикой познакомиться?

Леонид Круглов: Вы знаете, у нас вообще-то, скажем так, значительная часть страны находится в арктическом, в общем-то, регионе, потому что, скажем, часть Архангельской области, полярный Урал, Ямал, Якутия, Чукотка – это всё огромные регионы, которые граничат с полярными регионами или с Северным Ледовитым океаном, и я считаю, что это всё имеет огромный туристический потенциал, и могу просто привести пример: Архангельская область, путешествие по деревням поморов, изучение их традиций, культуры и того, что осталось в этих местах – это уже само по себе интересно и это не так уж и сложно организовать, любой может сесть на машину, на внедорожник, и зимой, например, обследовать эти места, там интереснейшие деревни и интереснейшие традиции. Но я могу привести более экзотический пример: например, чуть дальше находится Ямал, полуостров Ямал, и мало кто об этом знает, но можно сесть на поезд, который отходит из Москвы, например, и уже через одну ночь и через 2 дня путешествия ты уже оказываешься на территории Ямала, и уже из окна поезда ты можешь увидеть едущих оленеводов где-то там по тундре недалеко от этой ветки железнодорожной, и, соответственно, когда ты прибываешь на Ямал и начинаешь перемещаться, например, между посёлками, особенно если подгадать, например, с Днём оленевода, который там празднуется в конце зимы-в начале весны, то можно увидеть огромное количество интереснейших этнографических вещей, можно пожить в семье оленеводов, можно окунуться в эту жизнь кочевников, с моей точки зрения, это невероятно интересно. Ну и дальше – полярный Урал с его знаменитым, например, плато Маньпупунер, где стоят эти невероятные камни, одно из чудес России, непонятно, каким чудом заброшенные туда, на эти высоты, недалеко находится правда немного печально известный перевал Дятлова – это всё в тех местах и это всё места, с моей точки зрения, очень интересные и очень перспективные. Чукотка, Якутия, я здесь долго даже не буду говорить, они, можно сказать, ещё почти не открыты нами, мы о них вообще ничего не знаем, но это невероятно красивые места с удивительной природой и с возможностями для путешествий.

Ангелина Грохольская: Так что, друзья, путешествуйте и по Северу тоже, главное – одеться потеплее. Леонид, спасибо вам огромное, больше путешествий нам всем!

Леонид Круглов: Да, спасибо вам, на связи!



Источник: otr-online.ru