Апокрифы ранних христиан

«…окруженные со всех сторон врагами своей религии, эфиопы находились в неведении тысячу лет, забыв о мире, который забыл о них».
Историк Гиббон

Все эти дни нам было тяжеловато. Приходилось медленно брести по краю бездны и одновременно потихоньку привыкать к сухому климату африканского высокогорья. Оно у нас за спиной, круто обрывается прямо в засушливую пустыню. Отсюда, сверху, видна желтая, пролегающая прямо по пескам, граница Эфиопии и Эритреи.
Тяжеловато карабкаться вверх, на очередную скалу, еще тяжелее спускаться. Наши проводники, местные пастухи привычно перескакивают с уступа на уступ, подражая манере своих коз. Но нам, с непривычки, тяжело повторять эту кульбиты. Поэтому, я сам себе напоминаю скорее осторожного, старательного муравья… И мы идем, а точнее ползем, прямо по скалам, иногда, из-за узости тропы, буквально касаясь животами каменной стены. Чаще всего, внизу пропасть, в которую лучше не смотреть…
Тем не менее мы медленно и, простите, верно, приближаемся к конечной цели нашего путешествия – древнему христианскому храму, спрятанному у самой вершины, - прямой, торчащей как свечка красной скалы, - пещерному, тщательно скрытому от глаз посторонних, - храму Абуна Ямата или храму Девяти Святых.
Сегодня, а точнее час назад, во время привала среди скал, наш проводник сказал:
- там нас ожидает немножко трудный подъем…
В ответ на эту фразу я «немножко» забеспокоился. Потому что все последние дни у нас, в моем понимании, итак уже были очень трудные подъемы и спуски, были и головокружительные переходы по скальным выступам, были и просто страшные участки пути, где камешки из -под ног улетали куда то в невидимую бездну за спиной и под ногами.
Я распластался всем телом на скале, слился с ней, закрепился как маллюск на глыбе и наконец, почувствовал себе поувереннее. Можно осмотреться наконец. С этой горной кручи, как компенсация за трудности пути, открываются живописнейшие виды на причудливый горный массив, более всего напоминающий своим рельефом и цветом знаменитый американский Гранд Каньон…
Красные гряды скал, как инопланетные солдаты ровными клиньями штурмуют оранжевое пространство пустыни… Причудливые нагромождения гигантских, фиолетовых глыб, как головы погибших воинов, попадали в желтые пески у их основания. Эта битва идет здесь давно и время тут не имеет значения. Мы же, пусть даже ползущие в своем муравьином ритме, все равно слишком быстры, чтобы разглядеть суть происходящего…
Капелька пота падает с кончика носа на губу…
Я возвращаюсь к фразе проводника «будет немножко трудно». А что же тогда было с нами в последние дни?
Эти девять святых, основателей храма, в который мы по миллиметру ползем, придя сюда из Сирии, в раннее средневековье, решили скрыться в этих труднодоступных скалах от глаз посторонних. Здесь был основан один из первых христианских монастырей. Отсюда христианство начало распространяться в глубь африканского континента. Те, первые христиане, несли с собой древние книги, часть которых потом стали запретными. И писания эти, такие же древние, как и канонические евангелия, затем уничтожались в других странах. А идеи продолжали существовать…


День первый. Начало пути.

«И почему возненавидели меня вы, эллины? Потому что я варвар, среди варваров? Ведь я мудрость эллинов и знание варваров. Я суд над эллинами и варварами. Я та, чей образ многочислен в Египте и чьего образа нет среди варваров. Я та, кого возненавидели повсюду и кого возлюбили повсюду. Я та, кого зовут «жизнь», и вы назвали «смерть»…
Гром. Совершенный Ум.

Темно. Сквозь крестообразные, вырубленные прямо в скальной породе, окна пробился первый утренний лучик. Мы вошли в храм, когда на улице было еще очень темно. Древние монолитные стены расписаны красноватыми отблесками свечей. Люди в белых одеждах сосредоточены на молитве. Слов древнего языка Гезе почти не различить. Возникает странное состояние. Внутри этой монолитной церкви, фактически в пещере, дышится очень легко… нарастает ощущение полета. Впереди, среди колонн, плывут какие-то белые силуэты… Я присматриваюсь к происходящему повнимательнее…
Мальчик -дьякон подносит к священнику древнюю Библию и освещает ее пламенем свечи. По желтым кожаным листам бегают тени от их рук. Эти тени смешиваются с разводами желтовато-красного пламени… Священник сосредоточенно углубляется в чтение Священного Писания. Люди, в белых накидках, пришедшие в храм замирают как изваяния, оперевшись на свои посохи.
Странно, но ощущение полета нарастает. По воздуху, от человека к человеку, распространяется ощущение медитативности и глубокой веры.
Мы стоим посреди средневековья, застывшего как остров, в волнах нашего времени… Я ощущаю это как порог, как вход в очень древнюю страну. Она в центре меня, она в центре эфиопского нагорья. Христианство пришло сюда в 3 веке нашей эры, не оформившееся еще догматически, наивное, детское… Таким оно здесь и осталось…


День пятый

Вера получает, любовь отдает. Никто не сможет получить без веры, никто не сможет отдать без любви…
Апокрифическое (неканоническое)Евангелие от Филиппа.

Оказывается здесь целый пещерный город. Бесконечный туннель выводит нас в светлый колодец. Высоко над головой плывут облака, исчезая за краем колодца, а где то посередине, между небом и нами, сидит монах в желтой накидке. Он беспрерывно читает текст молитвы, закрывая своим телом вход в пещеру. Оттуда, из-за занавеса слышны крики. Кто-то там бормочет, срывается на завывания, заполошно охает. Мимо нас пробегают двое босоногих мальчишек с ведрами святой воды, а за ними идет настоятель Храма Святого Георгия с целой связкой горящих свечей. За занавесом, на короткое время, воцаряется тишина, чтобы затем снова взорваться криками. Мой проводник шепчет мне на ухо, (кажется ему немного не по себе)
– «экзорцизм… там изгоняют дьявола из души того парня, который кричит».
К речитативу священника сидящего на верхнем уступе, прибавляется молитва второго священника. Крики усиливаются, потом становятся тише, тише… Слышен плеск воды, ее струйки вытекают из-под полога к нам под ноги. В наступившей тишине мы выходим на край обрыва. Темный туннель пещерного города остается у нас за спиной, а впереди, залитая косыми лучами заходящего солнца, раскинулась долина. По краям она окаймлена красными уступами скал. Такого красивого, нежного по своим краскам и одновременно дикого пейзажа мне давно не доводилось встречать…Далеко внизу видны маленькие, как детские игрушки, домики, там же бегают маленькие игрушечные коровки и еще перемещаются светлые точки, обозначающие человеческие фигурки…Мы влотную подошли к горной, изолированной от внешнего мира долине. Здесь спрятаны главные святыни местных христиан… Здесь еще чтят многие книги, оказавшиеся под запретом в других частях христианского мира…


День седьмой.

Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец? Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти.
Апокрифическое Евангелие от Фомы


Прошло шесть часов. Даже не верится, что мы пробыли там целых шесть часов – полную всенощную службу. Четверо священников и один монах тихонько выбрались из- под сводов пещерного храма Мириам Коркор на прохладный утренний воздух. Физически все очень устали, но внутри окрепло состояние невесомости… Выхожу…Напоследок в проеме мелькнули древние росписи – Адам и Ева в райском саду. Змей… Рисунки, будто бы выполненные рукой ребенка…
Священники прилегли прямо в траву возле храма, и тут же уснули, а я все брожу по краю этого круглого горного плато, глядя во все стороны света и удивляясь особой атмосфере сохранившейся здесь. Неужели где-то там, за кольцом пустыни, существуют города, машины, асфальтовые дороги?


День девятый

Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.
Евангелие от Фомы

Вот и дневная служба закончилась. Женщины в праздничных белых одеяниях, дети в белых накидках, мужчины с посохами, все расселись в траве, недалеко от входа в храм. Из походных кожаных сумок извлекаются круглые лепешки инджеры, вареная кукуруза и орехи… Все это передается в руки священников и после короткой молитвы делится между всеми. Кусочек за кусочком отрывается от круглой лепешки и попадает в сложенные лодочкой руки. Все, не спеша едят, набираясь сил перед трудным спуском вниз, в долину, где прихожан ожидают их засеянные пшеницей поля, круглые хижины и бытовые заботы…
Особенно вкусной оказывается большая лепешка. Она сизовато- бурая, почти коричневая. Солоноватая. Очень вкусная, полная душистым ароматом… Я протягиваю руки и священник кладет мне еще кусочек, видя с каким аппетитом я ем. Все одобрительно кивают, радуются…


День двенадцатый

Истина едина, она является множеством, и так, ради нас, чтобы научить нас этому единству посредством любви через множество.
Апокрифическое Евангелие от Филиппа

А вот и он! «Немножко трудный подъем». Оказывается, он представляет из себя отвесную скалу с небольшими зарубками для пальцев рук и ног. Все сняли обувь и она осталась далеко внизу. Последние десятки метров мы карабкаемся как скалолазы. Назад теперь уж точно лучше не оглядываться.
И тут начинается ливень. Даже не ливень уже, а гроза.
Сначала налетел поток плотного ветра, проверяя насколько хорошее у нас сцепление со скалой, а затем полился сплошнойпоток воды. Как из крана…
Я давно уже заметил, еще по предыдущим экспедициям, что довольно часто при подходе к священным местам возникают вот такие вот ситуации и такой вот полив водой! Но времени обдумывать все это нет. Не смыло бы вниз!
И тут посередине скальной стенки открывается узкая, но довольно глубокая пещера. В ней то мы и замираем, нахохлившись как голуби. Спина и часть головы в сухости, а коленки, нос и пальцы ног омываются потоком дождя. Ничего, бывало и похуже!...
Луч солнца также в первую очередь согревает сначала нос, коленки и пальцы ног…
Капелька воды висевшая на носу, стремительно испаряется… Это похоже на знак!
И мы продолжаем подъем. Воодушевление такое, что отвесная стена уже не кажется таким уж страшным препятствием. А проползание бочком-бочком, по спиральному уступу, обвивающему самый верх горной «свечи» даже похоже на отдых для затекших пальцев рук и ног.
Вход в храм, в пещеру, почти незаметен. В него ныряешь неожиданно…
Сначала кажется, что внутри темно. Но вот, начинают проступать какие то неясные очертания… Книги! Они лежат прямо на полу – точнее на мягкой и сухой траве, устилающей его. Призрачный силуэт священника проступает возле каменного алтаря. Зажигается свеча. С полусферы каменного потолка, на нас внимательно смотрят глаза. Изображения ликов девяти святых реалистичны – почти фотопортреты…
Я нажимаю на кнопку фотоаппарата. Тишина, - он не издает ни звука…Не работает…Выключился…Остановился…Завис…
Священник берет в руки одну из книг и начинает читать…