Маршрут конкистадоров (Эквадор-Бразилия)

Это была не совсем обычная экспедиция. Мы поставили перед собой цель повторить маршрут испанских конкистадоров, которые, разграбив империю инков, решили отправиться вглубь Южноамериканского континента. Весной 1540 года экспедиция Гонсало Писсаро и Франциско де Орельяны вышла из Кито, с большим трудом переправилась через горную гряду Анд и вступила в непроходимые джунгли. Испанцы искали корицу, но гораздо больше их влекло золото инков, которое, по многочисленным свидетельствам, было вывезено из империи. Через некоторое время между Писсаро и Орельяной начались разногласия. Писсаро вернулся обратно, а Орельяна с горсткой своих людей отправился в опасное путешествие по водам огромной таинственной реки, которую впоследствии назвали великой рекой Амазонок.

В Кито, столице Эквадора мы проследили по картам и документам исторический путь конкистадоров и решили направить свою экспедицию в джунгли, лежащие по ту сторону горного хребта Анд. Мы уже знали, что там, в этом зеленом мареве, вьется великая река Амазонка. Но тогда, в 16 веке, пришельцы из Испании даже не подозревали о ее существовании.

В Кито мы провели несколько дней, чтобы впитать атмосферу тех мест. Со временем нам стало казаться, что не существует этих веков, которые отделяют нас от времен конкистадоров. Мы решили повторить маршрут экспедиции Гонсало Писсаро и Франциско де Орельяны. Возможно, нам посчастливится, и мы сможем пролить свет на рассказы об исчезнувшем золоте инков и таинственном племени амазонок. Мы тоже начинаем путешествие отсюда, с площади перед католическим храмом. И мы тоже не знаем, что нас ждет впереди.
В должность правителя Кито Гонсало Писсаро вступил 1 декабря 1540 года. Когда Орельяна прибыл туда, приготовления к экспедиции были в самом разгаре. Условились выйти в марте. Орельяна отбыл к себе, в Сантьяго-де-Гуякиль, где был губернатором. Весь февраль ушел на подготовку. Когда Орельяна со своими людьми и снаряжением снова пришел в Кито, оказалось, что Гонсало Писсаро уже отправился в поход. Орельяна удивился, но двинулся следом.
В это время Писсаро продвигался на юго-восток отрогами восточной Кордильеры, по направлению к нынешним городкам Папальякта и Баэса, и в пути ему постоянно приходилось отбиваться от индейцев. При переходе через один из горных хребтов погибло от холода около 100 индейцев-носильщиков. С этого момента конкистадоров все время преследовал голод. На северных склонах вулкана Сумако войско набрело на индейскую деревушку и отдыхало в ней около двух месяцев. Именно здесь экспедицию Писсаро нагнал гонец, посланный Орельяной, отряд которого попал в беду.
Из Кито мы двинулись через горный перевал, закрывающий доступ в глубь континента. Это был очень трудный участок пути.
Горы близ вулкана Сумако выглядят очень безжизненно. Чахлые кустики, разноцветные лишаи и пронизывающий ветер. Густой лес остался далеко внизу. Как они переходили через этот перевал? Высота около 5000 метров, еще два часа ходу и мы упремся в кромку вечного снега. Находиться здесь становится невыносимо. Где-то в этих местах конкистадоры потеряли почти всех индейцев. Те шли голыми. Но даже через современную экипировку проникает ледяной ветер… Понятно, почему индейцы так быстро гибли…
От вулкана Сумако экспедиция направилась дальше на юго-восток, но, не дойдя, вероятно, до реки Напо, и сделав петлю к северу, конкистадоры вышли к реке Кока, там, где она ближе всего подходит к экватору.
Практически сразу у тех мест, где кончаются горы, начинаются заросли тропических растений. Постепенно мы словно спускаемся в «турецкую баню».
Джунгли Южной Америки так густы и опасны, что их даже называют «зеленым дьяволом». Далеко внизу видна река Напо. Она кажется отсюда узкой ленточкой.
Чтобы обследовать эту мрачную и непроходимую лесную глушь, не хватило бы и целой армии путешественников. Уже на границе джунглей человека встречает опасность. Шаг за шагом приходится прорубать себе дорогу через густые заросли кустарника и лиан. Каждый метр вперед – это битва с «зеленым дьяволом» и его обитателями. Колючки и шипы разрывают одежду, москиты безжалостно впиваются в тело.
Иногда мы с трудом пробирались по пояс в воде, с промокшими за спиной рюкзаками. В болотах пиявки облепляют ноги и пытаются высасывать кровь. В тихих заводях речек дремлют полчища кайманов и повсюду снуют кровожадные пираньи… В джунглях приходится остерегаться ядовитых насекомых и смертельно опасных змей. Одна мысль засела в голову и не дает покоя – «Как они здесь шли – закованные в латы, неся груз оружия?»
Но, наконец, впереди сквозь заросли лиан показалась вода. Это река Напо, по которой мы, наняв индейскую лодку сможем двигаться вниз по течению, до слияния с Великой рекой. Теперь нам предстоит долгое путешествие по самой длинной реке в мире.
Здесь от местных жителей конкистадоры узнали, что ниже по течению, в «десяти солнцах», как говорили индейцы, лежит обетованная земля, где в изобилии есть пища и золото. Тогда Орельяна вызвался спуститься по реке на бригантине, сооруженной тут же, чтобы разведать местность и добыть продовольствие.
Только на исходе девятых суток путешественники увидели деревню. Индейцы в страхе попрятались, а голодные конкистадоры разграбили селение.

Добыв продовольствие, конкистадоры выполнили только часть своей задачи. Встал вопрос о возвращении к Писсаро. По словам летописца экспедиции Гаспара де Карвахаля, Орельяна собирался вернуться, но был вынужден подчиниться мнению большинства. Так было принято решение продолжать экспедицию. Для этого решили построить еще одно судно, на котором экспедиция могла бы спуститься по неведомой реке к неведомому морю. За двадцать дней изготовили две тысячи гвоздей. Некоторые историки считают, что Орельяна намеренно не вернулся к Писсаро, его влекла корица и легенды о золоте инков. Но каковы были его истинные мотивы, мы, скорее всего, никогда не узнаем.

Из дневников конкистадоров
“Ни назавтра, ни в последующие дни мы не нашли ни съестного, ни каких-либо следов человека. Тогда я, по совету капитана, отслужил мессу, вручая всю заботу о нас и о наших жизнях Всевышнему. И в первый день нового, 42-го года, кое-кому из наших людей померещилось, что они слышат перестук индейских барабанов. Причем одни сие утвержали, дугие же - отрицали”.

В приграничных с Перу районах мы натыкаемся на деревню индейцев марубо. Кажется что образ их жизни не сильно изменился за последние столетия. Нас встручают довольно дружелюбно и даже помогают нам добыть провиант. Похожая ситуация ждала и конкистадоров.

Из дневника
“Между тем индейцы все приходили и приходили к капитану, продолжая приносить съестное, и делали это так исправно, словно всю свою жизнь только тем и занимались. На них были всякие украшения и медальоны из золота. Но капитан строго-настрого приказал ничего у них не отбирать и запретил нам даже глядеть на эти вещи, дабы индейцам не пришло на ум, что мы золото во что-то ценим. И чем больше мы были безразличны к нему, тем больше золота приносили они на себе. Здесь дошли о нас вести об Амазонке и о богатствах, что имелись ниже по течению. Сообщил же нам об этом один из индейцев, синьоров, по имени Апария, старик, который сказал нам, что сам бывал в той стране, а также поведал нам о другом синьоре, живущем далеко-далеко отсюда в глубине страны и обладающем несметными, по его словам, золотыми богатствами”.

Конкистадоры шли 70 дней и, наконец, обнаружили коричные деревья. Но этот сорт корицы не имел никакой ценности. Экспедиция двинулась дальше, дождавшись остальных во главе с Орельяной. Видимо, Орельяна был недоволен тем, что Писсаро постоянно держит его позади. Похоже, именно это и спровоцировало дальнейшее развитие событий.
Писсаро предложил построить бригантину и двигаться дальше водным путем. Орельяна был против. Он считал, что нужно идти на северо-запад, а для этого не обязательно строить корабль.

Мы начинаем наш путь по воде на классической амазонской лодке. Она длинная и укрыта пальмовыми листьями. Капитан говорит, что сейчас лучше продвигаться только в светлое время дня. Здесь проходит граница Перу и Эквадора, и совсем недавно чуть было не разразился территориальный конфликт. Военные действия вот-вот должны были начаться.

Из дневников конкистадоров
“Капитан счел нужным отдать приказ обо всем, что надлежало делать велел быть на чеку и денно и нощно оберегать лагерь, дабы не допустить ни малейшего замешательства, либо небрежения, если индейцы вздумают напасть. На другой день ни свет, ни заря явился касик и привел с собой еще троих или четверых слуг. Тогда капитан от имени его величества принял во владение их всех и принадлежащие им земли”.

Орельяна отправился за провизией на неделю-другую, а пробыл в плавании долгих восемь с половиной месяцев, пройдя более шести тысяч километров. Помимо бригантины, а попросту большой, грубо сработанной лодки, у конкистадоров было четыре индейских каноэ.
Все дальше и дальше течение уносило небольшую флотилию. Ни жилья, ни пищи по-прежнему не было. Семеро испанцев умерло, многие впали в отчаяние.

Писсаро еще некоторое время шел по Напо вниз, непролазными топями, сквозь густые заросли, а судно со снаряжением, больными и раненами, продвигалось по воде. В неимоверных трудностях прошли 200 лиг и остановились. Более 1000 индейцев к тому времени умерло. Через некоторое время принял решение повернуть на север и возвращаться в Кито с немногочисленными оставшимися в живых спутниками.
Они расстались с Орельяной 26 декабря 1541 года и больше уже не встретились.

Все дальше и дальше течение уносило небольшую флотилию. Ни жилья, ни пищи по-прежнему не было. Семеро испанцев умерло, многие впали в отчаяние. Только на исходе девятых суток путешественники увидели деревню. Индейцы в страхе попрятались, а голодные конкистадоры разграбили селение.
Добыв продовольствие, конкистадоры выполнили только часть своей задачи. Встал вопрос о возвращении к Писсаро. По словам летописца экспедиции Гаспара де Карвахаля, Орельяна собирался вернуться, но был вынужден подчиниться мнению большинства. Так было принято решение продолжать экспедицию. Для этого построили еще одно судно, на котором можно было спуститься по неведомой реке к неведомому морю.
Некоторые историки считают, что Орельяна намеренно не вернулся к Писсаро, его влекла корица и легенды о золоте инков. Но каковы были его истинные мотивы, мы, скорее всего, никогда не узнаем.

"Наконец поплыли дальше. От голода и болезней погибло за это время еще 57 человек, в пищу пошли лошади и собаки".

Продвигаясь все дальше по широкой мутной реке, конкистадоры видели большие селения, почти города. С продовольствием стало гораздо лучше и мысли о золоте снова овладели испанцами. Пятьдесят дней провели путешественники в селении Апарии, занимаясь постройкой второй бригантины, которая была больше первой. Ее назвали "Викторией". За это время первое судно, "Сан Педро", серьезно отремонтировали.

Из дневников конкистадоров
“Среди нас нашлось двое людей, которым мы немало обязаны, ибо они сделали то, чему никогда не обучались: они явились к капитану и сказали, что берутся с божьей помощью изготовить гвозди, в которых мы нуждались, и чтобы он, со своей стороны, велел кому-нибудь нажечь угля. Капитан их поблагодарил за это и пообещал им за столь важную услугу вознаграждение. Затем он приказал сделать мехи (их изготовили из башмаков), а равно, по мере необходимости, и остальные приспособления, нужные для производства гвоздей. Все тотчас же приступили к работе; каждый, прихватив с собою какой-либо инструмент, отправлялся в лес, чтобы нарубить дров, а потом на собственных плечах тащил их в селение. Это стоило всем отнюдь не малых усилий. Так как наши люди были очень слабы, да еще вдобавок не были искусны в этом деле, ноша им казалась чересчур тяжелой, и они выбивались из последних сил. Капитан же принимал участие во всякой работе, вдохновляя нас своим примером. Вся наша братия так споро принялась за это дело, что в какие-нибудь двадцать дней, проведенные в том селении, мы с божьей помощью изготовили две тысячи совсем недурных гвоздей и другие, не менее нужные вещи”.

К тому времени индейцы стали относиться к чужакам гораздо враждебнее, перестали приносить им еду. Конкистадоры были вынуждены поспешно уйти из селения, которое они назвали Селением Гвоздей.

Как и мы теперь, конкистадоры пять веков назад наблюдали удивительное зрелище этих мест. Буро-красные воды Амазонки сталкиваются с чернильными потоками Рио-Негро, но не смешиваются, а долго текут параллельно.

Из дневников конкистадоров
«Здесь мы оказались на краю гибели, ибо в этом месте воды одной реки боролись при впадении с водами другой, и отовсюду неслось множество всяких деревьев. Кроме того, опасно было плыть по реке, так как в ней было много водоворотов и нас швыряло из стороны в сторону. С превеликим трудом мы все-таки выбрались из этого злополучного места, но так и не смогли подойти к берегу.
Воды этой реки были черными, как чернила и поэтому мы назвали ее Черной рекой, Рио-Негро».

Так конкистадоры открыли Черную реку, а затем и Большую реку - Рио-Гранде... Франциско де Орельяна и его спутники сделали во время своей трагической экспедиции множество величайших открытий. Тогда они первыми из европейцев видели то, что мы наблюдали во время современной экспедиции.

Путешественники продвигались теперь на двух судах. Река становилась шире. "Нас несло неведомо куда, как людей обреченных, и было нам неведомо ни то, куда идем, ни то, что с нами станется..." - Так писал Гаспар де Карвахаль об этой части пути.
Путешествие было полно опасностей. Много раз суда подвергались нападению индейцев.

Из дневников конистадоров
“В одном месте от селения отошли и присоединились к нашим преследователям более 130 каноэ сразу. И в них сидело свыше восьми тысяч индейцев, а сколько их было на суше – и сосчитать невозможно. С этими людьми на боевых каноэ шло четверо или пятеро колдунов, сплошь разукрашенных. Рты их были набиты пеплом, который они выплевывали в воздух. В руках они держали кропила, коими размахивали, опрыскивая реку водой на колдовской лад и когда каноэ, в том виде как я их описал, взяли курс на наши бригантины, колдуны воззвали к воинам, а затем принялись играть на своих рожках и деревянных дудках, да бить в барабаны и с великим воплем индейцы напали на нас”.

На высадку испанцы решались только у небольших селений. Но почти отовсюду их изгоняли. Путешественники продвигались по Амазонке, открывая все новые и новые ее притоки. Невдалеке от впадения реки Тромбетас произошла, как уверяют летописцы, встреча испанцев с амазонками.

Из дневников конкистадоров
“Я хочу, чтобы всем ведома была причина, по которой индейцы так защищались. Пусть все знают, что тамошние индейцы подданные и данники амазонок, и что, узнав о нашем приближении, они отправились к амазонкам за помощью, и десять или двенадцать из них явились к индейцам на подмогу. Мы видели воочию, что в бою амазонки сражаются впереди всех индейцев и являются для них чем-то вроде предводителей. Они сражались так вдохновенно, что индейцы не осмеливались показать нам свои спины. Того же, кто все-таки показывал врагу свою спину, они убивали на месте прямо у нас на глазах своими палицами".

В устье реки Тромбетас, на одном из притоков, мы разбиваем лагерь и проводим вечер за ловлей пираний. Принцип рыбной ловли совсем другой, чем у нас. Нужно производить как можно больше шума, чтобы рыбы подумали, что кто-то упал за борт и бросились бы на охоту.
Отдыхая, мы размышляли о том, что же на самом деле могли видеть здесь конкистадоры и насколько правдивы их рассказы о женщинах-воинах.

Из дневников конкистадоров
“Сии жены высокого роста и белокожи, волосы у них очень длинные, заплетенные и обернутые вокруг головы. Они весьма сильны, ходят же совсем нагишом, в чем мать родила, и только стыд прикрывают. В руках у них луки и стрелы, и в бою они не уступают доброму десятку индейцев... И многие из них, - я видел это воочию, - выпустили по одной из наших бригантин целую охапку стрел, а другие - может быть немногим меньше, так что к концу боя бригантины наши походили на дикобразов. А нашим товарищам удалось убить семерых или восьмерых из тех амазонок, и мы сами были очевидцами этого. Индейцы, видя из гибель, совсем пали духом, и были разбиты и рассеяны.

“Капитан привез с собой индейца, коего мы захватили выше по реке и стал расспрашивать его, что это были за жены, которые вышли с войной нам навстречу. Индеец сказал, что это были женщины, которые живут внутри страны в четырех или пяти днях пути от побережья реки. Сии женщины носят одежду из шерсти, так как у них много овец, как на побережье Перу. И у них еще есть много разных необычных животных, имеются там верблюды и другие очень большие животные с хоботом, но таких животных мало.
Капитан спросил, а много ли тех женщин, и индеец ответил, что да - много, что он помнит по названиям семьдесят селений и что в некоторых бывал сам.
Капитан также задал вопрос рожают ли эти женщины, индеец сказал, что рожают, и тогда капитан удивился: как же это возможно, могу ли они родить, если живут незамужними и среди них нет мужчин. Индеец ответил, что они вступают в общение с мужчинами в определенную пору и когда им на то приходит охота. И говорят, что у этих женщин есть главная сеньора, которой все остальные повинуются, и зовут ее Корани. А еще все эти женщины носят на себе множество золотых украшений”.

Индейцы матис, которых мы встретили на реке Живари, рассказали нам, что до сих среди местных племен действительно существуют легенды о женщинах, которые жили в джунглях.

Из дневников конкистадоров
"Капитан спросил, не из соломы ли строят они свои жилища, и индеец ответил, что нет - не из соломы, а из камня и устраивают в них ворота, и что из одного селения в другое ведут дороги, огороженные как с одной, так и с другой стороны, и на тех дорогах в некотором отдалении друг от друга устроены заставы, где размещается стража, коя взимает пошлины с тех, кто дорогами пользуется”.

“Капитан не мог взять в толк, приходят ли мужчины к ним по доброй воле или их приводят силою, и живут ли они у них только некоторое время и затем уходят. Говорят, если эти женщины, забеременев, рожают мальчика, то его убивают или отсылают к отцу; если же рождается дочь, то ее пестуют и холят с превеликой радостью, воздавая хвалы и благодарности своим идолам в образе женских фигур из золота и серебра”.

Экспедиция Орельяны продолжалась. На протяжении всего путешествия по Амазонке на испанцев регулярно нападали индейцы. Путешествие длилось восемь с половиной месяцев или ровным счетом 260 дней, и покрыли конкистадоры за этот срок – ни много ни мало – свыше шести тысяч километров.
В одном из последних селений, на подходе к океану, задобрив подарками его обитателей, путешественники добыли еды и большие глиняные кувшины для пресной воды... Там Орельяна понял, что местные жители уже имели дело с европейцами и что где-то недалеко должен быть выход в море.
Золотого города Орельяна не отыскал, зато прошел через весь континент по огромной реке, которую назвали Великой рекой Амазонок.
До плавания Орельяны южноамериканский материк наносился на карты в виде грушевидного контура, а почти сплошное белое поле внутри этого контура заполнялось условными изображениями диких каннибалов и полумифических зверей. За исполинскими хребтами Анд лежала необъятная терра инкогнита, неведомая земля. Франциско Орельяна первым проник в эту “святая святых” Нового Света и, пройдя с запада на восток новооткрытый материк в наиболее широком его месте, доказал, что Южная Америка имеет огромную - на тысячи километров - протяженность по экватору, а также сообщил миру о ее климате, растительном и животном мире.
После плавания Орельяны карты Южной Америки стали значительно больше похожи на реальные. Мир узнал о великой реке Амазонок и окружающих ее землях, о нравах народов. Правда, осталось загадкой существование золотого города инков и племен женщин-воительниц. Но, по крайней мере, благодаря экспедиции Франциско де Орельяны, современный мир может хотя бы строить на этот счет предположения.

Выйти в море оказалось непросто. Мощная волна прилива и встречный ветер уносили суда назад. Якорей не было, а заменявшие их камни волочились по дну. Невероятными усилиями конкистадорам все-таки удалось выйти в Атлантический океан. Они взяли курс на север. Среди соратников Орельяны не было профессиональных моряков. В ночь с 29 на 30 августа, юго-восточнее острова Тринидад, бригантины в темноте потеряли друг друга. “Виктория”, на которой шел Орельяна, была втянута одним из течений сквозь коварную Пасть Дракона (пролив Бокас-дель-Драгон) в бурлящий котел залива Пария. Только через семь суток судно выбралось из “сего адова закоулка” и поплыло на запад вдоль северного побережья материка. Через два дня - 11 сентября 1542 года - Орельяна пристал к расположенному на острове Кубагуа испанскому поселению Новый Кадис. Так закончилось это необыкновенное путешествие.